2.03.2020, 18:51
Қараулар: 133
Педагогика — их призвание

Педагогика — их призвание

  Живя в одном селе, давно знаю этих двух замечательных Учителей с большой буквы. Окружающие всегда восхищались их трудолюбием, добротой, жизнелюбием, их профессиональным мастерством. Знаю и то, что не одно поколение выпускников Федоровской школы №1 до сих пор вспоминают их с сердечной теплотой и любовью и при каждом удобном случае навещают их. А это дорогого стоит.

Тамара Андреевна Скребцова и Екатерина Егоровна Глухова более 40 лет отдали служению школе. Они не стремились делать карьеру, не рвались в партию, искренне считая себя недостойными быть в ее рядах, никогда не гнались за престижными званиями. Для них главные мерила успеха были и есть любовь к детям, преданность избранному делу и профессионализм в широком понимании этого слова. Но у каждой из этих прекрасных женщин был свой путь в педагогику.

      Екатерина Егоровна родилась и выросла в Астраханской области. После окончания школы сразу не стала идти в ВУЗ. Поступила на краткосрочные медицинские курсы. А тут в 1959 году в июне состоялся XIII Пленум райкома комсомола, на котором прозвучал призыв: «Девушки – на целину!»

В семье Екатерина Егоровна была единственной девочкой среди четверых братьев. Движимая патриотизмом, молодая девушка уезжает по призыву комсомола. И уже по пути сообщила родителям о своем намерении, боясь, что те не позволят ей выезд. Так она среди 43 девушек и одной семейной пары попала в Джанибекский район, где встретили их с цветами и маршами духового оркестра. Впрочем, на этом вся романтика и закончилась. На следующий день их представили общественности на районном пленуме комсомола. А еще через три дня на грузовой машине девушек привезли в совхоз «Таловский» и разместили в пока еще недостроенной новой школе без света, без какого-либо намека на удобства. Правда, для умывания во дворе стояла бочка с водой, питьевую же – привозили на бричках. Обжились быстро, познакомились и подружились с дружелюбным местным населением. Девушек распределили: одних — помогать на плантации, других — мазать кошары, третьих –на ремонт школы. Екатерина Егоровна, будучи сельской девушкой, была хорошо знакома с деревенским трудом. Но городским —  было труднее. Некоторые, не выдерживая такого быта, спешили вернуться домой. Молодая Катя решительно заявила: «Нет, какие бы трудности не вставали, я домой не поеду. Стыдно! Я должна до конца выполнить свой комсомольский долг».

      К осени заработала школа и директор, видя в Екатерине Егоровне задатки педагога, пригласил ее на должность пионервожатой. Затем предложил преподавать в начальной школе. Тогда еще наиболее способным позволяли без специального образования учительствовать. В 1963 году Екатерина Егоровна поступила в Астраханский педагогический институт на филологический факультет и в этом же году вышла замуж. У нее родилось трое детей. Правда, окончить институт пришлось позже по семейным обстоятельствам.

Вскоре родители Екатерины Егоровны переехали на жительство в с. Федоровка, ближе к городу. В 1967 году и она со своей семьей также приехала сюда.  С этого года она и стала работать в школе учителем начальных классов. Трудиться по своей специальности учителем русского языка и литературы она так и не пожелала. Привыкла к работе с малышами, хорошо знала программу, психологию младших школьников. Для всех своих учеников Екатерина Егоровна была второй мамой. Добрая и строгая одновременно, все знает, все умеет. Главное она умела пробуждать интерес детей к учебе, познанию нового. Именно поэтому ее ребятишки, даже когда болели, не хотели пропускать занятия. Говорили своим мамам: «Екатерина Егоровна расстроится». Не говоря уж о непогоде. Даже в такие дни многие детишки стремились попасть на занятия: никакой буран и мороз не могли им стать помехой учебе. А Екатерина Егоровна и рада была этому: есть повод позаниматься индивидуально. Потом лично проверяла, как одеты дети и провожала их по домам.

     Из рассказов ее коллег — учителя всегда были вокруг нее. Она обладает каким-то волшебным магнетизмом. Ее звонкий и вместе с тем всегда ровный голос, искренняя улыбка, неподдельный интерес к судьбе любого человека, привлекали к ней людей. Она всегда на равных разговаривала с молодыми коллегами, как с опытными, бесхитростно и честно. В каждом она умела видеть только хорошее, умела поддержать и помочь.

Потом была в ее жизни параллельно кружковая работа по рукоделию в Доме пионеров. Будучи на заслуженном отдыхе, она еще какое-то время учила не только детей вязанию, среди них было и немало взрослых.

Тамара Андреевна родилась в 1938 году в Джамбейтинском районе. Когда ей отроду было всего 10 месяцев, родители переехали на жительство в село Федоровка. Рано потеряла отца. Он погиб на фронте и у матери на руках их оставалось трое. Но она делала все, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными в чем-то: оказав ей помощь по дому, они бегали на разные кружки в Дом пионеров, вместе с классом ездили в каникулы по городам бескрайней страны.

    После школы Тамара Андреевна поступила в институт и успешно окончила его, получив специальность учителя физики (она пошла по стопам своей любимой классной руководительницы). Тогда Теректинский район объединили с Приуральным, и она в отделе образования получила направление в с. Трекино. Там молодая учительница преподавала не только физику и астрономию, но и немецкий язык, который знала в совершенстве. Вышла замуж. В 1963 году с супругом приехали на жительство в Федоровку. Была принята на работу в ФСШ №1. В семье родились два сына и дочь. У Тамары Андреевны все в жизни складывалось благополучно. Любимый супруг, замечательные дети, работа по душе, коллектив отменный. Для коллег первой школы она всегда пример обладания большого опыта, такта, культуры, мастерства и уверенности. За советом к ней шли и опытные, и молодые, и для каждого у Тамары Андреевны находилось доброе слово. Её всегда отличали обаяние и широкая эрудиция, простота и интеллигентность, скромность и целеустремлённость, требовательность и чуткость.

Ученики любили эти непростые уроки физики и астрономии. Ведь каждый урок для них был настоящим открытием нового, таинственного, неизведанного. Они любили своего учителя за понимание, душевную щедрость, глубокие всесторонние знания, добрые советы. Но вместе с тем ценили ее за строгость и требовательность, скрупулезность и дотошность.

       Коллеги рассказывали. Был в ее жизни случай неординарности. Школа только-только переходила на кабинетную систему обучения и Тамаре Андреевне достался класс в каком-то заброшенном подсобном помещении, который предстояло превратить в кабинет. Ученикам здесь было некомфортно и тесно. Видимо, администрация школы решила, что Тамаре Андреевне можно доверить все: ведь она из всего может сотворить чудо. И когда на пороге появилась администрация, педагог с несвойственной ей напористостью, с жаром высказала все, что думала о таком их отношении к устройству кабинета, думая о благе своих учеников. Такого поворота от нее, конечно, никто не ожидал. А наутро ей велели, сохраняя дресс-код, явиться в здание райкома партии. Педагог шла туда получить разнос за вчерашнее бурное высказывание. Оказалось, ее ждало пришедшее сверху награждение.

Горе пришло в семью нежданно. Так получилось, что не стало ее второго сына. И это сильно подкосило Тамару Андреевну.  Серьезно пошатнулось здоровье. С 1994 года ей определили вторую группу инвалидности.

Перебирая черно-белые фотографии, почтенные учителя без труда вспоминают своих учеников, со смехом — их невинные шалости. Со старых потускневших снимков смотрят на них наивные детские глаза мальчиков и девочек, как когда-то давно в классе на уроке. С любовью разглядывают фотографии своих коллег, многих из которых сегодня нет в живых.  Они говорят, что во все времена в школе были замечательные руководители, учителя. Вместе были не только на работе. Всем коллективом весело отмечали праздники, какие-то особые семейные события учителей.  Да и сегодня, если кто-то из коллег приедет издалека в село, собираются по этому случаю и бесконечно вспоминают годы работы, своих учеников.

     Да, сельский учитель — профессия для людей с огромным чувством долга. И долг этот Тамара Петровна и Екатерина Егоровна выполнили с честью. И ни разу они не пожалели об избранном пути. Сегодня живут они в окружении любящих детей, внуков, правнуков. Их по-прежнему навещают выпускники, коллеги, радуясь каждой встрече.

Время неумолимо идет вперед, меняется школа. Но как не хватает им, нынешним, именно таких учителей, как мои героини, в век бесконечных реформ образования! Соединение их опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что подняло бы мир педагогики на высоту.

Нурзия Сисенбаева